Жирным шрифтом написаны предложенные изменения, обычным шрифтом – текст настоящих Правил дорожного движения, курсивом – комментарии.
Пешеход должен помнить, что чем больше скорость механического средства (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, автомобилей с прицепом) тем его труднее остановить. Увеличение их скорости в два раза, увеличивает тормозной путь в четыре раза. Особенно тяжело остановить движущуюся на большой скорости фуру (автомобиля с полуприцепом). Опасность представляют и самоходные механические транспортные средства: комбайны, трактора, экскаваторы на базе тракторов и так далее. Поэтому обходя их, пешеход должен соблюдать повышенную осторожность, чтобы эти механизмы случайно не зацепили его. Пешеходы должны передвигаться, соблюдая осторожность, не создавать помех транспортным средствам.
Правила для пешеходов надо не только писать, где ходить и как ходить, но и какая опасность может подстерегать. Тогда это может остаться в подсознание и в нужный опасный момент пешеход может действительно проявить повышенную осторожность и избежать неприятностей. Скорость может быть опасна. Опасность могут представлять и самоходные механические транспортные средства (рис. 4-1).
Пешеходы должны передвигаться по тротуарам (рис. 4-2), пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а если они отсутствуют – по обочине.
Но если отсутствует и обочина, тогда пешеходы могут передвигаться по краю проезжей части, навстречу движению транспортных средств, по левой стороне дороги (рис. 4-3). Это необходимо для того, чтобы пешеход видел встречный транспорт и смог своевременно уйти с дороги.
По правой стороне дороги могут передвигаться те пешеходы, которые ведут в руках мотоцикл, мопед, велосипед, перевозят или переносят громоздкие предметы, или передвигаются в инвалидных колясках без двигателя. Но это в том случае, если такое передвижение по тротуарам или обочине создаст помехи другим пешеходам.
В тёмное время суток пешеходы и транспортные средства без отражающих фонарей являются трудно различимыми, несмотря на дальний свет фар автомобилей. И, чего греха таить, многие водители в тёмное время превышают разрешённую скорость движения, и могут своевременно не увидеть пешеходов. Поэтому при недостаточной видимости и в тёмное время суток в населённых пунктах пешеходам обязаны иметь при себе светоотражающие элементы, за исключением при перемещении по тротуарам. В ненаселённых пунктах пешеходы также обязаны иметь при себе светоотражающие элементы. Светоотражающие элементы должны обозначать пешехода для водителей. Пешеход, передвигающийся в тёмное время, не должен думать, что водитель увидит пешехода и объедет. Может не увидеть и не объехать.
Это надо обязательно писать, потому что многие пешеходы так и думают. Они не были на месте водителя и уверенны, что в тёмное время в свете фар водитель сможет пешехода заметить. Может и не заметить.
Организованным пешим колоннам разрешается движение только по правой стороне проезжей части не более чем в четыре ряда. С левой стороны колонны спереди и сзади должны быть сопровождающие с красными флажками. В тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости, сопровождающие должны иметь включённые фонари: спереди – белого цвета, сзади – красного.
Группы детей разрешается водить только в сопровождении взрослых в светлое время суток по тротуарам и пешеходным дорожкам (рис. 4-4). Если тротуары и пешеходные дорожки отсутствуют – то и по обочинам. По велодорожкам и проезжей части дороги группы детей водить запрещается.
Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, а также по надземным и подземным. Если переход отсутствует, то следует переходить дорогу на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.
Если на регулируемом перекрёстке по диагонали (между противоположными углами перекрёстка) нанесена разметка пешеходный переход (1.14.1 или 1.14.2), то и по диагонали допускается переходить через перекрёсток (рис. 4-5).
Если перекрёсток не виден или далеко, то дорогу разрешается переходить там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Переходить дорогу нужно под прямым углом к краю проезжей части. На участках, где имеется разделительная полоса и ограждения, переход дороги запрещён.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как убедятся в безопасности перехода и им уступают дорогу. А для этого надо оценить расстояние до приближающихся автомобилей и их скорость. В любом месте, где надо перейти дорогу, не надо выходить на проезжую часть, создавая помехи автомобилям (другими словами – не надо лезть под колеса автомобиля) и вынуждая их резко тормозить. Это может привести к трагедии. Лучше дождаться, когда все автомобили проедут или будут на большом расстоянии от пешехода.
В пункте 4.5. написано «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». Слово «безопасен» это общее слово, а как конкретно «безопасен»? Основная безопасность – это не заставляя водителя резко тормозить. Поэтому и это надо писать, потому что некоторые пешеходы переходят дорогу совершенно без мозгов и попадают, мягко говоря, в неприятности.
Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
Стоящие автомобили, автобусы, грузовики и другие препятствия ограничивают обзорность, и можно не заметить приближающийся автомобиль, который может двигаться с очень большой скоростью, и не заметить пешехода и наехать на него (рис. 4-6). Поэтому в таких местах переходить улицу можно только убедившись в отсутствии приближающего автомобиля.
Пешеходы часто выскакивают из-за стоящих автомобилей и других препятствий, совершенно не думая об опасности. Поэтому надо не только писать «…пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств» (пункт 4.5 настоящих Правил), но и писать какая опасность их подстерегает: можно не заметить быстро движущего автомобиля, который может их сбить.
При приближении полицейских автомобилей, пожарных автомобилей, автомобилей скорой помощи и т.д., у которых включены мигающие маячки синего цвета (синего и красного цветов) и специальный звуковой сигнал, пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги. Пешеходы, которые находятся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).
Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны соблюдать правила перехода через проезжую часть.
Очень интересно написано последнее предложение пункта 4.8 настоящих Правил «При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил». Обратите внимание на выделенные слова. Пешеход эти слова запомнит? Пусть слова не сложные для запоминания, но вряд ли он их запомнит. А слова «соблюдать правила перехода через проезжую часть» запомнит.
Нужно ОБЯЗАТЬ использование пешеходами светоотражающих элементов.
В тёмное время суток пешеходы и транспортные средства без отражающих фонарей являются трудно различимыми, несмотря на дальний свет фар автомобилей. И, чего греха таить, многие водители в тёмное время превышают разрешённую скорость движения, и могут своевременно не увидеть пешеходов. Поэтому при недостаточной видимости и в тёмное время суток в населённых пунктах пешеходам ОБЯЗАНЫ иметь при себе светоотражающие элементы, за исключением при перемещении по тротуарам. А в ненаселённых пунктах пешеходы обязаны иметь при себе светоотражающие элементы. Светоотражающие элементы должны обозначать пешехода для водителей.