4. Обязанности пешеходов

    Жирным шрифтом написаны предложенные изменения, обычным шрифтом – текст настоящих Правил дорожного движения, курсивом – комментарии.

    Пешеход должен помнить, что чем больше скорость механического средства (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, автомобилей с прицепом) тем его труднее остановить. Увеличение их скорости в два раза, увеличивает тормозной путь в четыре раза. Особенно тяжело остановить движущуюся на большой скорости фуру (автомобиля с полуприцепом).  Опасность представляют и самоходные механические транспортные средства: комбайны, трактора, экскаваторы на базе тракторов и так далее. Поэтому обходя их, пешеход должен соблюдать повышенную осторожность, чтобы эти механизмы случайно не зацепили его. Пешеходы  должны передвигаться, соблюдая осторожность, не создавать помех транспортным средствам.

Рис. 4-1. Берегись!

    Правила для пешеходов надо не только писать, где ходить и как ходить, но и какая опасность может подстерегать. Тогда это может остаться в подсознание и в нужный опасный момент пешеход может действительно проявить повышенную осторожность и избежать неприятностей.  Скорость может быть опасна. Опасность могут представлять и самоходные механические транспортные средства (рис. 4-1).

Рис. 4-2

    Пешеходы должны передвигаться по тротуарам (рис. 4-2), пешеходным дорожкам, велопешеходным  дорожкам, а если они отсутствуют – по обочине. 

Рис. 4-3

Но если отсутствует и обочина, тогда пешеходы могут передвигаться по краю проезжей части, навстречу движению транспортных средств, по левой стороне дороги (рис. 4-3). Это необходимо для того, чтобы пешеход видел встречный транспорт и смог своевременно уйти с дороги.  

     По правой стороне дороги могут передвигаться те пешеходы, которые ведут в руках мотоцикл, мопед, велосипед, перевозят или переносят громоздкие предметы, или передвигаются в инвалидных колясках без двигателя. Но это в том случае, если такое передвижение по тротуарам или обочине создаст помехи другим пешеходам.

     В тёмное время суток пешеходы и транспортные средства без отражающих фонарей являются трудно различимыми, несмотря на дальний свет фар автомобилей. И, чего греха таить, многие водители в тёмное время превышают разрешённую скорость движения, и могут своевременно не увидеть пешеходов. Поэтому при недостаточной видимости и в тёмное время суток в населённых пунктах пешеходам обязаны иметь при себе светоотражающие элементы, за исключением при перемещении по тротуарам. В ненаселённых пунктах пешеходы также обязаны иметь при себе светоотражающие элементы. Светоотражающие элементы должны обозначать пешехода для водителей.  Пешеход, передвигающийся в тёмное время, не должен думать, что водитель увидит пешехода и объедет. Может не увидеть и не объехать.

   Это надо обязательно писать, потому что многие пешеходы так и думают. Они не были на месте водителя и уверенны, что в тёмное время в свете фар водитель сможет пешехода заметить. Может и не заметить.

     Организованным пешим колоннам разрешается движение только по правой стороне проезжей части не более чем в четыре ряда. С левой стороны колонны спереди и сзади должны быть сопровождающие с красными флажками. В тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости, сопровождающие должны иметь включённые фонари: спереди – белого цвета, сзади – красного.

Рис. 4-4

    Группы детей разрешается водить только в сопровождении взрослых в светлое время суток по тротуарам и пешеходным дорожкам (рис. 4-4). Если тротуары и пешеходные дорожки отсутствуют – то и по обочинам. По велодорожкам и проезжей части дороги группы детей водить запрещается.

   Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, а также по надземным и подземным. Если переход отсутствует, то следует переходить дорогу на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.

Рис. 4-5

  Если на регулируемом перекрёстке по диагонали (между противоположными углами перекрёстка) нанесена разметка пешеходный переход (1.14.1 или 1.14.2), то и по диагонали допускается переходить через перекрёсток (рис. 4-5).

    Если перекрёсток не виден или далеко, то дорогу разрешается переходить там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Переходить дорогу нужно под прямым углом к краю проезжей части. На участках, где имеется разделительная полоса и ограждения, переход дороги запрещён.

    В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

    На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как убедятся в безопасности перехода и им уступают дорогу.  А для этого надо оценить расстояние до приближающихся автомобилей и их скорость. В любом месте, где надо перейти дорогу, не надо выходить на проезжую часть, создавая помехи автомобилям (другими словами – не надо лезть под колеса автомобиля) и вынуждая их резко тормозить. Это может привести к трагедии. Лучше дождаться, когда все автомобили проедут или будут на большом расстоянии от пешехода.

   В пункте 4.5. написано «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». Слово «безопасен» это общее слово, а как конкретно «безопасен»? Основная безопасность – это не заставляя водителя резко тормозить. Поэтому и это надо писать, потому что некоторые пешеходы переходят дорогу совершенно без мозгов и попадают, мягко говоря, в неприятности.

Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Рис. 4-6

   Стоящие автомобили, автобусы, грузовики и другие препятствия ограничивают обзорность, и можно не заметить приближающийся автомобиль, который может двигаться с очень большой скоростью, и не заметить пешехода и наехать на него (рис. 4-6). Поэтому в таких местах переходить улицу можно только убедившись в отсутствии приближающего автомобиля.  

   Пешеходы часто выскакивают из-за стоящих автомобилей и других препятствий, совершенно не думая об опасности. Поэтому надо не только писать «…пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств» (пункт 4.5 настоящих Правил), но и писать какая опасность их подстерегает:  можно не заметить быстро движущего автомобиля, который может их сбить.

    При приближении полицейских автомобилей, пожарных автомобилей, автомобилей скорой помощи и т.д., у которых включены мигающие маячки синего цвета (синего и красного цветов) и специальный звуковой сигнал, пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги. Пешеходы, которые находятся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

     Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

     При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны соблюдать правила перехода через проезжую часть.

Очень интересно написано последнее предложение пункта 4.8 настоящих Правил «При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 – 4.7 Правил». Обратите внимание на выделенные слова. Пешеход эти слова запомнит? Пусть слова не сложные для запоминания, но вряд ли он их запомнит. А слова «соблюдать правила перехода через проезжую часть» запомнит.

Запись опубликована в рубрике ВАРИАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ПДД. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один ответ на “4. Обязанности пешеходов

  1. Денис говорит:

    Нужно ОБЯЗАТЬ использование пешеходами светоотражающих элементов.

    В тёмное время суток пешеходы и транспортные средства без отражающих фонарей являются трудно различимыми, несмотря на дальний свет фар автомобилей. И, чего греха таить, многие водители в тёмное время превышают разрешённую скорость движения, и могут своевременно не увидеть пешеходов. Поэтому при недостаточной видимости и в тёмное время суток в населённых пунктах пешеходам ОБЯЗАНЫ иметь при себе светоотражающие элементы, за исключением при перемещении по тротуарам. А в ненаселённых пунктах пешеходы обязаны иметь при себе светоотражающие элементы. Светоотражающие элементы должны обозначать пешехода для водителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *