Жирным шрифтом написаны предложенные изменения, обычным шрифтом – текст настоящих Правил дорожного движения, курсивом – комментарии.
Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8 (направление движение по полосам), а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними (рис. 9-1). На дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы одна половина проезжей части предназначена для движения в одном направлении, а вторая половина проезжей части – для движения в противоположном направлении (рис. 9-2). При условном разделении проезжей части дороги на две половины не учитываются местные уширения проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, места остановок маршрутных транспортных средств).
Второе предложение пункта 9.1 настоящих Правил «При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».
Наверное, это предложение писали философы. Как представляют водители проезжую часть без нанесения осевой линии? Одна половина дороги предназначена для одного направления движения, другая – для противоположного движения. Так зачем же философствовать? Так же просто и надо писать в Правилах. И это предложение предложено разделить на два предложения. Во втором предложении и написать про местные уширения проезжей части.
Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении (рис. 9-3). Запрещается пересекать сплошные линии разметки обозначения полос. Они наносятся обычно перед перекрёстком. Исключение составляет для машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб для выполнения дорожных работ. Этот пункт, который обозначен как 9.7 настоящих Правил, предлагается написать сразу же за первым пунктом данной главы, так как он будет дополнять первый пункт данного раздела, в котором пишется о дорогах без разметок. Кроме того, предлагается лишний раз подчеркнуть, что даже сплошные линии, разделяющие полосы движения, также запрещено пересекать.
На дорогах с двусторонним движением, имеющие по одной полосы для движения в каждом направлении, разрешено выезжать на полосу встречного движения для обгона, объезда препятствия, если дорога имеет прерывистую осевую линию или без осевой линии.
Но если дорога имеет сплошную осевую линию или двойную осевую, на которой со стороны водителя сплошная, а также при наличии посередине трамвайных путей, то выезд на встречную полосу запрещён. Этот пункт в настоящих Правил обозначен как 9.1 и написан «На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.»
Обратно этот пункт философы сочиняли, а почему не «….непрерывистая линия, которая расположена справа»? Так легче ориентироваться. А если осевая прерывистая или нет трамвайных путей посередине, то можно выезжать на встречную полосу для обгона – это должен додумать сам водитель. А так быть не должно. У разных водителей может двухстороннее движение может восприниматься по-разному: двухстороннее движение в каждом направлении и противоположном.
На рисунке 9-4 жёлтый автомобиль может совершить обгон, потому что с его стороны осевая прерывистая, а красный автомобиль – не сможет, потому что с его стороны осевая сплошная.
Поворот налево при съезде с главной дороги на второстепенную допускается осуществлять из полосы встречного движения только для того, чтобы пропустить движущийся следующий за тобой транспорт при отсутствии встречных транспортных средств (рис. 9-5 и 9-5). Такой манёвр запрещён при наличии трамвайных путей посередине, на равнозначном перекрёстке, на второстепенной дороге, в условиях ограниченной видимости. (Такого пункта нет, но предлагается ввести)
На дорогах с двусторонним движением, имеющие по две и более полосы для движения в каждом направлении, запрещено выезжать на полосу встречного движения для обгона или объезда. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
При движении в населённых пунктах водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. Однако на любых дорогах с двусторонним движением, имеющие по три и более полос в каждом направлении занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил. Это уже излишне. Для этого существует глава 12.
При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 (автомагистраль) или 5.3 (дорога для автомобилей) или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых. Предлагается изменить порядок написаний предложений пункта 9.4 настоящих Правил.
Есть дороги, которые имеют для движения три полосы обозначенные разметкой. Если средняя полоса не предназначена для реверсивного движения и не обозначена разметкой 1.9 (реверсивное движение, рис. 9-7), то она используется для движения в обоих направлениях, но только для обгона, объезда, поворота налево или разворота (рис. 9-8). На перекрёстке на среднюю полосу разрешается выезжать только для поворота налево или разворота, обгон и объезд – запрещён (рис. 9-9). Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается. В пункте 9.3 настоящий Правил первое предложение напоминает написание формулы изобретения, что усложняет усвоение. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота.»
Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 (направление движение по полосам) движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
При повороте на дорогу с реверсивным движением, водитель не должен занимать реверсивную полосу, занимать надо только крайнюю правую полосу (рис. 9-10). Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении по реверсивной полосе и по другим полосам разрешено. Почитайте, как написан пункт 9.8 настоящих Правил «При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам». «Оригинальная» философская мысль, обратите внимание на подчёркнутые слова.
Запрещается движение механических транспортных средств по обочинам, тротуарам, пешеходным дорожкам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, по полосам для велосипедов (мопедам разрешено двигаться по полосам для велосипедов). Исключение составляет для машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб и тогда, когда механическое транспортное средство необходимо поставить на остановку или стоянку.
Транспортные средства, подвозящие грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, которые расположены непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, могут нарушать это правило и подъезжать по кратчайшему пути при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения. Первое предложение пункта 9.9 настоящих Правил написан «Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 – 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов» Предлагается начать предложение «Запрещается движение механических транспортных средств…» и тогда отпадает необходимость перечислять исключения, предусмотренные пунктами 12.1, 24.2 – 24.4, 24.7, 25.2 Правил. Читать главу 9 и чтобы понять некоторые пункты, лазить по другим главам очень неудобно. Это не способствует хорошему запоминанию Правил. Как мудрёно написано ещё одно предложение пункта 9.9 настоящих Правил «Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда».
Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, чтобы избежать столкновения, например, при неожиданном резком торможении впереди движущимся транспортом, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Вне населённых пунктов на дорогах с двухсторонним движением, имеющих по одной полосы в каждом направлении, водители автомобилей, автобусов, тракторов и т.д., которые не могут двигаться или не двигаются с максимально разрешённой скоростью для данной дороги, должны поддерживать между собой такой промежуток дистанции, чтобы обгоняющие автомобили смогли без помех перестроиться в этот промежуток, чтобы пропустить очередной встречный автомобиль (автомобили). Это требование действует и на транспортные средства (состава транспортных средств), длина, которых, составляет более 7 метров, например, фуры (рис. 9-11). Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне. Первое предложение пункта 9.11 настоящих Правил написано «Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу». Интересно, философы, составляющие это предложение, поняли то, что они написали? Как можно понять смысл между словами дистанции и занимаемой полосы? Понять то можно, но надо подумать. Но бывает, что подумает и неправильно.
Если на дорогах с двухсторонним движением отсутствует разделительная полоса, но на середине проезжей части располагаются островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), то водитель должен объезжать всё это справа, если знаки и разметка не предписывают иное движение.