Опасные сюрпризы на дороге

Вы читали предыдущие статьи «Силы при движении автобуса» и «Силы при движении легкового автомобиля». В таблицах 2 показан коэффициент сцепления колёс с дорогой в зависимости от скорости движения и состояния дорожного полотна. При сильном дожде при толщине водяной плёнки 2 миллиметра при увеличении скорости от 50 км/час до 90 км/час коэффициент сцепления уменьшается в 10 раз: с 0,5 до 0,05 единиц. Водители! Вам эти цифры ничего не говорят? Это – правда.

Вот едет туристический автобус со скоростью 90 км/час. И вот пошёл сильный дождь. Если толщина водяной плёнки будет не более 1 миллиметра, то автобус может продолжать движение, так как и легковой автомобиль. Но как может водитель определить толщину водяной плёнки? Он ни как не определит. Даже если водитель остановиться и попытается замерять – из этого ничего не получиться. Даже если и получиться, то толку с этого никакого. Потому что, толщина водяной плёнки на разных участках дороги разный, буквально через несколько метров может меняться. Поэтому скорость необходимо снижать.

Может такое быть. Дорога слегка мокрая. Недавно прошёл дождь, выглянуло солнышко. Но вдруг впереди участок дороги протяжённостью примерно несколько десятков метров оказался покрыт тоненьким слоем воды. Но лучи солнца падали так, что эта вода была незаметна для водителя. И данный автобус, движущийся со скоростью 90 км/час, попадая на такой участок, начинает заносить. Результат – автобус оказывается в кювете или на встречной полосе. А потом в сводках пишут, что водитель не справился с управлением.

Особенно опасны повороты. На поворотах автомобиль движется по круговой траектории, в результате чего возникает центробежная сила, и чем больше масса автомобиля, тем больше и центробежная сила. Не менее опасны и обгоны. При обгоне в момент поворота колёс на какую-то долю секунды автомобиль движется по круговой траектории, а значит и возникает кратковременная центробежная сила. На большой скорости и на скользком покрытии при резком движении руля кратковременная центробежная сила может превысить силу сцепления колёс с дорогой. Такое может произойти тогда, когда обгоняемый автомобиль почти уже позади, а обгоняемому автомобилю осталось повернуть руль вправо и перестроится на правую полосу, но встречный автомобиль поджимает. Водитель обгоняемого автомобиля вынужден резче повернуть руль, чтобы своевременно уйти со встречной полосы. Но в момент более резкого поворота руля,  если возникшая центробежная сила превысит силу сцепления, да ещё, может быть, мокрый участок дороги, то автомобиль «срывается» и летит прямо в лоб встречному автомобилю. И уже ничего нельзя сделать – время идёт на секунды. А скорости при обгоне большие, значит, и последствия будут тяжёлыми.

И это касается не только водителей автобусов, но и водителей легковых автомобилей, фур, и особенно мотоциклов. Скорость должна быть с учётом дорожных условий. Пошёл дождь – снижать скорость всем транспортным средствам. На скользкой дороге двигаться на небольших скоростях. Потому что силы, возникающие при движении автомобиля – неумолимы. Если эти силы будут больше за силу сцепления колёс с дорогой, то: занос, разворот, движение юзом и т.д. – неизбежен.

И взятку этим силам не дашь, чтобы они коэффициент сцепления колёс с дорогой увеличили. Вот, например, едет дорогой крутой легковой автомобиль со скоростью, например, 150 км/час. Подвеска мягкая, тишина в салоне, красивая музыка – водитель едет и балдеет. Тут дождь начинается. Сначала небольшой, потом начинает усиливаться. Балдеющий водитель не долго думаючи, бросает стодолларовую купюру в окно. Эти силы «лопают» купюру и сразу увеличивают коэффициент сцепления колёс с дорогой с 0,1 единиц до 1 единицы. Бросил водитель две купюры – коэффициент  2 единицы. И едет водитель и продолжает балдеть – машина крепко держит дорогу, и никакие лужи не страшны. Такое даже юмористу Михаилу Задорнову не приснится. Но – нет. Никакие купюры не помогут. Если автомобиль попадёт на аквапланирование, то беды не миновать. А на такой скорости попадёт обязательно – вода постарается, просто потому, что она не успевает уходить из-под колёс, и волей-неволей приподнимает колёса. Вот и всё. И никакой премудрости здесь нет. И какой бы не был крутой автомобиль, какие не были бы хорошие подвеска, тормоза – ничего не поможет. Скорость должна быть такой, при которой силы, действующие на автомобиль, должны быть меньше за силу трения колёс с дорогой, тогда автомобиль будет управляемым. Чем больше скорость, тем больше и силы.

Говорят, что нет плохой погоды – есть плохая одежда. Для водителей можно сказать: нет плохой погоды – есть плохой автомобиль, плохая резина и плохое вождение. Даже на скользкой дороге можно ехать безаварийно: резину с шипами и со скоростью 20-30 км/час.  А что вы хотите? На скользкой дороге – со сверхзвуковой скоростью.  На такой скорости тормоза уже не остановят автомобиль. Фура – остановит. А если промажете, то какое-нибудь дерево остановит. А если и в дерево промажете, то в кювете будете долго кувыркаться, даже будут и прыжки. Так что – со скоростью 20-30 км/час. А если и съехал в кювет, то из-за небольшой скорости повреждения будут небольшими. Дождался через несколько суток гусеничного трактора – и вытащит. И всё хорошо, все живы-здоровы.

Делайте выводы, господа водители!

Запись опубликована в рубрике Действие сил и энергии при движении транспорта. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

четыре × три =