Для примера взят легковой автомобиль весом 1800 килограмм, с распределением по осям по 900 килограмм, высота – 1,45 метра, ширина – 1,88 метра.
В таблице 1 в зависимости от скорости легкового автомобиля показаны:
Fк – сила сопротивления качения;
Fв – сила сопротивления воздуха;
Fc = Fк + Fв (сила сопротивления движению).
В таблице 2 в зависимости от скорости автобуса показаны:
µ – коэффициент трения колёс с дорогой в зависимости от состояния дорожного полотна;
Fсц – сила сцепления ведущих колёс с дорогой в зависимости от состояния дорожного полотна.
В скобках указана толщина водяной плёнки на асфальте.
Из таблиц видно, что при скорости 200 км/час, легковой автомобиль с взятыми для примера характеристиками, на сухом асфальте будет держать дорогу. Но на влажном, даже при толщине водяной плёнки 0,2 мм, очень сомнительно. Если впереди покажется поворот радиусом 5000 метров или 5 километров, то знаете, какая центробежная сила возникнет? При движении со скоростью 200 км/час по радиусу 5000 метров, центробежное ускорение составит 0,617 м/сек2, а центробежная сила – 1110 килограмм. Сила сцепления всех четырёх колёс составит 1080 кг. В таблице 2 показана сила сцепления одной оси. Поэтому эту силу умножаем на два и получаем 1080 кг. Учтём погрешность в расчётах, и в результате автомобиль будет проходить траекторию на грани срыва в занос. Радиус поворота 4000 км автомобиль на скорости 200 км/час не проедет.
Формулы для расчёта приведены в конце статьи «Силы при движении автобуса».
Только одно отличие в определении площади поперечного сечения автомобиля S, которое для легкового автомобиля равняется: высота автомобиля × ширина автомобиля × 0,8.
Добавляем формулу, рассчитанную опытным путем, для расчёта тормозного пути автомобиля:
S = KV2/254f ,
где S – тормозной путь в метрах,
К – коэффициент торможения (1 – легкового автомобиля, 1,2 – грузового автомобиля до восьми тон, 1,5 – тяжелые грузовики, туристические автобусы, фуры),
f – коэффициент сцепления с дорогой (0,7 – сухой асфальт, 0,4 – мокрый асфальт, 0,2 – укатанный снег, 0,1 – гололед),
V – скорость автомобиля в километрах.
Очень удобная формула: скорость – в километрах, а тормозной путь – в метрах.
Рассчитаем тормозной путь легкового автомобиля на сухом асфальте при скорости 200 км/час. Так как коэффициент сцепления с дорогой зависит от скорости, и это усложняет расчёты, то применим коэффициент, который указан при данной формуле.
2002/254×0,7 = 225 метров, а на мокром асфальте = 394 метра. Это только тормозной путь без учёта реакции водителя и срабатывания тормозов. Так что метров 100 можно ещё прибавить.
Так что, водители, не рискуйте на дороге, потеряете здоровье, если не жизнь, – никакими деньгами не купите, и будете всю оставшуюся жизнь жалеть за собственную глупость.