2. Общие обязанности водителей

Жирным шрифтом написаны предложенные изменения, обычным шрифтом – текст настоящих Правил дорожного движения, курсивом – комментарии.

В этой главе предлагается разделить смысловые понятия: какие документы водитель должен при себе иметь и кому их обязан предоставлять.

      Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе:

        водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

       регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

       разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, если водитель занимается деятельностью такси;

       в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

      документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак “Инвалид”;

      страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

    Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, должен иметь:

      водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении, а также документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства (при наличии прицепа – и прицепа);

      иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа – и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках.

Рис. 2-1. Таможенный контроль

   Водители механических средств, участвующие во внутригосударственном и международном дорожном движении, должны предоставлять выше перечисленные документы по требованию сотрудникам полиции, а работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по их требованию кроме этого ещё предоставлять транспортные средства для осмотра, весового и габаритного контроля. Все эти действия должны совершаться согласно законодательством Российской Федерации.

  При движении на транспортном средстве (легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы и т.д.), оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

Рис. 2-2. Техническое обслуживание

    Водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации.

    Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

     При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

 Пункт 2.3.2. настоящей редакции ПДД написан следующим образом «По требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции».

 Слишком подробно написано, особенно вторая часть, когда перечисляются все рода войск. Человек, читающий Правила, первый раз прочитает этот пункт, то прочитывая второй и последующие разы Правила, вряд ли будет читать этот пункт, потому что при чтении возникает чувство монотонности и скучности и читать, да и любые подобные тексты, не хочется. Когда водителя останавливает должностное лицо, уполномоченное на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, водитель воспринимает его как полицейский ГИБДД. Поэтому так и надо писать. А во второй части не перечислять все рода войск, а написать «…всех войск Вооружённых Сил Российской Федерации…»

Рис. 2-3. Без слов

  По требованию полицейских ГИБДД водитель должен проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель механического транспортного средства всех войск Вооружённых Сил Российской Федерации обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.

    В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

     Водитель обязан предоставлять транспортное средство:

       сотрудникам полиции, органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;

     медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

     Примечание. Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники – выдать талон установленного образца.

  По требованию владельцев транспортных средств органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством. 

    Право остановки транспортных средств предоставлено сотрудникам ГИБДД и регулировщикам. Остальные полицейские могут остановить транспортные средства только в особых случаях.

    Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со светоотражателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком. Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

   При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

    Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

     принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;

    в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

     освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно (они не могут объехать), предварительно зафиксировав в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию,  дорожно-транспортное происшествие, принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

     записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Примечание. Зафиксировав дорожно-транспортное происшествие – это зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Слова «зафиксировав, в том числе средствами….» будут повторяться в пункте 2.6.1 Правил ещё несколько раз, что приводит к монотонности и скучности чтения текста. Поэтому эти слова пре6лагается заменить на следующие «Зафиксировав дорожно-транспортное происшествие». А уже в примечаниях пояснить, что такое дорожно-транспортное происшествие. Таким образом, текст будет легче восприниматься.

 Почитайте пункт 2.6.1 Правил дорожного движения «Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;

оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, – если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;

не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии – если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов»

 Этот пункт, чтобы хорошо понять, надо его как бы разбирать по полочкам. Ощущается монотонность чтения, поэтому предлагается следующий вариант:

   «Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинён только имуществу, водитель, который причастный к нему должен сначала зафиксировать дорожно-транспортное происшествие. И только после этого, если создаётся препятствие движению другим транспортным средствам (они не могут объехать), водитель обязан освободить проезжую часть.

Рис. 2-4

    Если обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию. Прибывшие полицейские могут оформить документы о дорожно-транспортном происшествии на месте, а могут – на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции. В этом случае водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав дорожно-транспортное происшествие.  

       Если обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут:

        а) самим явиться на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции и там оформить документы о дорожно-транспортном происшествии, предварительно зафиксировав дорожно-транспортное происшествие.

       б) самим оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции, если в дорожно-транспортном происшествии вовлечены 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), и у водителей этих транспортных средств имеются соответствующая обязательная страховка, и вред причинён только этим транспортным средствам;

      в) не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии, если у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов».

 Водителю запрещается:

управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;

        пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок – международными договорами Российской Федерации;

пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

         опасное вождение, выражающееся:

а) неоднократным выполнением манёвров без соблюдения Правил дорожного движения;

б) перестроением при интенсивном движении, когда все полосы заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;

в) несоблюдением безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства,

г) несоблюдением бокового интервала,

д) препятствованием обгону,

е) резким торможением, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия; 

ж) любым манёвром, который вынуждает других участников движения, во избежания столкновения, резко тормозить, резко менять направление движения, что может создать угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Рис. 2-5. Опасное вождение

Комментарий по поводу написания опасного вождения настоящей редакции ПДД читайте в статье «Как написать Правила дорожного движения, чтобы они легко запоминались? (часть вторая)».

Запись опубликована в рубрике ВАРИАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ПДД. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *